Рецензии
Рецензия на "сборник пролетарской прозы"
Codename 37
10.11.04.
Издательство "Новое культурное пространство" выпустила в свет весьма примечательную книгу - "Красная полоса". "Сборник пролетарской прозы" - как написано на обложке. Насколько эта фраза соответствует действительности, что вообще представляет собой эта книга, и каковы перспективы современного пролеткульта в нашей стране? Давайте разберёмся.
Первое что бросается в глаза, когда начинаешь читать книгу, это скучное, загроможденное терминами, слабо уместное предисловие. Если человек, далёкий от лево-интеллигентских кругов, вздумает прочитать эту книгу, начав с него, то в лучшем случае он перелистнёт его после пары-тройки абзацев, а в худшем - отбросит сборник куда подальше.
В аннотации написано, что большинство писателей молодые коммунисты, "рабочие, вне определённой идеологии", и лишь несколько анархистов. Однако, читая "Красную полосу" невольно приходишь к выводу, что практически все авторы принадлежат к кругу анархиствующей интеллигенции. В рассказах М. Треволис, Ю. Ищенко, В. Шадрова и других писателей явно чувствуется желание уйти, сбежать из этого несправедливого мира, вместо того, чтобы изменить его. Безусловно, проблемы капиталистического общества поставлены в произведениях этих писателей довольно точно, однако предлагаемый выход из этих проблем (а точнее отсутствие выхода) сильно снижает как идейную, так и творческую ценность рассказов, уводя читателей со столбовой дороги революционной борьбы в тупик мелкобуржуазного идеализма - проповеди спасения в побеге от вездесущей системы. Это чувствуется даже при чтении "заводских" рассказов Б. Борисова, в которых автор представляет себя рабочим до мозга костей. Однако за пролетарскими образами, бытом, сюжетом скрывается всё та же идеалистическая суть - стремление укрыться от внешних проблем в своём внутреннем мире.
Многие произведения сборника стоит отнести скорее к публицистике, нежели к художественной литературе. Причем, читая некоторые рассказы, задаёшься нерадостным вопросом: "Зачем автор писал их?" Может лишь для того, чтобы заполнить пустующую нишу революционной литературы? На самом деле здесь кроется главная проблема современного пролеткульта - отсутствие ярких состоявшихся художников-творцов, которые смогли бы точно и искромётно отметить проблемы существующего строя, вскрыть их причины и предложить реальную революционную альтернативу нынешнему порядку, при этом оформив всё это в превосходную художественную оболочку. Увы, пока что таких творцов нет. Но это не значит, что их не будет никогда. Настоящие пролетарские писатели ещё только начинают свой творческий путь, делают первые пробы пера, по которым можно с уверенностью сказать: "Будущее у пролетарской прозы есть!" И "Красная полоса" тому подтверждение. В ней есть замечательные произведения, ради которых стоит взять в руки эту книгу. Прежде всего, рассказ П. Данилова "Война миров", который, на мой взгляд, является лучшим в сборнике. Это реальная зарисовка из жизни молодёжи, пусть и несколько приукрашенная, но не до приторности, с прямым, по-пролетарски недвусмысленным выводом. Безусловно, стоит прочесть произведения "Сны левого оппозиционера…" А. Авантова, "Hombre lobo, no" и "Офис над проходной" А. Корабленко. Отдельно стоит отметить заключительный рассказ сборника. "Слезинка ребёнка" О. Казарян - превосходный стёб над (как это ни странно) интеллигенцией. Действительно радует - самокритика вещь хорошая.
В заключение хочу сказать, что, несмотря на обозначенные выше недостатки сборника, появление "Красной полосы" является весьма значимым событием в обновлённом коммунистическом движении. Эта книга - первая искра, из которой разгорится пламя революционного творчества, ведь не стоит сомневаться, что очень скоро на смену "Полосе" появятся новые замечательные образцы пролетарской прозы, более яркие и талантливые. Начало положено.
Русская революция №7, 2004 г.