Аналитика
Политика
«А вот кому школку недорого!»
Наталья Анисимова
22.01.05.
Инвестиционная привлекательность требует жертв. На сей раз ими стали дети.
Скандал возник внезапно. Ученикам, родителям и учителям 142-й школы, что у Финляндского вокзала, районная власть объявила, что их учебное заведение закрывается. Это произошло в начале декабря и очень напоминало абсурд, так как до сих пор подобных разговоров не велось.
Прежде жизнь школы шла своим чередом, время от времени что-то ремонтировалось, приводилось в порядок, оснащалось. «Сделаны подвесные потолки, реконструированы актовый и спортивный залы, оборудована столовая, стены в туалетах покрыты кафелем, заменена сантехника» — так писали родители во всевозможные инстанции, пытаясь отстоять для своих детей единственную в микрорайоне школу.
Но ничего не получилось. По крайней мере с 11 января 2005 года, момента окончания зимних каникул, 142-я школа на Арсенальной набережной закрыта, ее ученики переведены в 531-ю, до которой нужно добираться полчаса-час. Не изменил ситуацию и митинг, проведенный родителями 12 января напротив окон районной администрации.
Официальные версии закрытия школы — ее нерентабельность из-за малого количества учеников и аварийное состояние здания. А истинной причиной конфликта общественность называет передачу школы и прилегающего участка ОАО «Транснефть» под строительство крупного офиса компании.
Кто кого обдурил?
Прежде чем накидываться на «захватчика», которым многие СМИ представляют нефтяную компанию, разберемся в истиной сути происходящего. Посмотрим, как ведут себя представители власти — те, от кого зависит судьба данной школы.
Их несколько. Администрация Калининского района, которая затеяла инцидент, корректно назвав его реорганизацией. Комитет по образованию городской администрации, который все это одобрил. Комитет по управлению городским имуществом, без которого невозможны никакие сделки с недвижимостью.
Итак, главным аргументом реорганизации районный отдел образования назвал нерентабельность школы, в которой к первому сентября было всего 160 учеников. Мол, содержать здание, рассчитанное на 660 учеников, слишком дорого. Контраргументы приводят родители из инициативной группы Валентина Мясникова, Светлана Корсакова, Гуля Уразбахтина. По их словам, в здании 142-й школы учились еще и первые классы переполненной 138-й школы. То есть по факту учащихся было уже не 160, а значительно больше.
Кроме того, после летнего выпуска старшие классы не формировались, ребята, которые очень хотели сохранить друзей и учителей, вынуждены были разойтись по другим школам. Если бы не это обстоятельство, список учеников школы № 142 был бы еще длиннее. Получается, что учебное заведение востребовано в гораздо большей степени, чем представляют чиновники Калининской администрации.
Это станет тем более очевидным, если знать, что малышей в школу № 142 уже четыре года не зачисляют. Родители вынуждены возить их бог знает куда.
— Эта школа действительно очень нужна, и мы не понимаем, на каком основании местных детей в нее не принимали! — возмущаются родители из инициативной группы. Они уверены, что местная власть намеренно готовила здание к окончательному «очищению». Вот только зачем? От людей это скрывали. Некоторые проблески правды начали появляться только нынешней зимой.
— Здание школы на Арсенальной набережной будет включено в список инвестиционных проектов. Его предполагается снести и на этом месте построить современный офисный комплекс — так в декабре говорил глава района Алексей Сергеев журналисту районной газеты «Гражданские вести».
А о намерении продать участок, который занимает школа, именно ОАО «Транснефть», родители узнали от заместителя главы Калининской администрации Елены Раховой, когда пришли к ней на прием. Видимо, именно к осени инвестор наконец был найден или с ним была достигнута некая предварительная договоренность. И колесо стремительно завертелось. Детей из школы потребовалось убрать. Тогда и был реализован план, состоящий из двух пунктов. О первом я уже сказала.
Аварийное очищение
Второй аргумент в пользу освобождения школы от детей — якобы ее аварийное состояние. Как и малая востребованность школы, этот факт выглядит не слишком убедительным. К началу года районная комиссия приняла школу с оценкой «хорошо». Летом были выделены деньги на ремонт кровли школы, организован тендер, но до практических работ дело тогда не дошло. Ремонт перенесли на зимние каникулы, о чем составили гарантийное письмо. Все шло своим чередом.
И вдруг районных чиновников посетило страшное прозрение: школе-то уже полвека, а капитального ремонта в ней не было. Она, поди, опасна для детей! Срочно создали новую комиссию, провели осмотр здания. И 8 декабря родителям сообщили о том, что школа находится в аварийном состоянии, что учиться в ней больше нельзя и детей переведут в соседнюю 531-ю. А начальные классы из переполненной 138-й уедут «по месту регистрации».
— Это прозвучало как гром среди ясного неба, — рассказывает мама шестиклассника Гульнара Уразбахтина. — Мы начали выяснять, что за комиссия проводила анализ, окончательный ли он, как сформулировано заключение. Но никаких документов нам не представили.
— Позже на приеме у заместителя главы района мы увидели этот отчет, составленный осенью ООО «Петроплан», — дополняет Валентина Мясникова. — В заключении действительно сказано, что школе требуется капитальный ремонт. Но это и так всем ясно. Главное же то, что понятия «аварийное состояние» в документе не было!
Это придало родителям уверенности в своей правоте и в том, что за школу нужно бороться. Письма и жалобы полетели в разные инстанции: полпреду президента по Северо-Западу, в ЗакС, городской комитет по образованию, КУГИ, прокурору Калиниского района. Адекватно отреагировали лишь «народные избранники»: 28 декабря депутат А. Ковалев отправил губернатору запрос по этому делу. Остальные либо смолчали, либо просто констатировали факт: мол, решение принято окончательно, потому что аргументы районной администрации убедительны. Школа, во-первых, нерентабельна, во-вторых, опасна для детей.
Круговая порука
Вот что интересно. Когда я брала комментарии у специалистов властных структур, в чьих руках находится судьба школы № 142, я поняла, что договориться они успели только в одном: скрывать истинные причины этой «реорганизации». О том, что название «Транснефть» достигло ушей возмущенных родителей, в районной администрации наверняка уже сто раз пожалели. Разбудили, мол...
— Никакой информации о желании «Транснефти» приобрести это здание к нам не поступало, — заявил пресс-секретарь Калининского ТУ Владимир Барашков. — Будущее здания не определено. Но ему требуется как минимум капитальный ремонт, что и показал предварительный осмотр. Сейчас проводится вторая экспертиза, которая определит, действительно ли здание в аварийном состоянии. Этим занимается КУГИ.
(Заметьте, аварийность пока под сомнением, но детей уже выселили. — Прим. авт.)
— Школа передается на баланс комитета по содержанию жилого фонда, силами которого будет проведена вторая экспертиза. По ее результатам решат, что делать с этим зданием — сносить или ремонтировать. Тогда же будут искать инвесторов. О сделке с компанией «Транснефть» речь не идет, — комментирует заместитель председателя КУГИ Наталья Гордеева.
— «Транснефть»? Ничего не знаем. По формальным основаниям мы поддержали решение районного отдела образования о реорганизации школы и издали соответствующее распоряжение. Для нас главное — чтобы из системы образования не убывали объекты, а город пообещал построить новую школу в том же микрорайоне, — информирует пресс-служба комитета по образованию.
— Новое здание для системы образования строиться не будет, а детей распределят в другие школы, — возражает КУГИ.
— Да, примерно к 2007 году предположительно в районе стадиона «Красный выборжец» мы планируем возвести новую школу взамен старой, — сообщают в районной администрации.
Вы понимаете, где тут правда, а где, мягко говоря, вымысел? Разобраться действительно сложно. Об этом же говорили участники митинга в защиту 142-й школы, который прошел 12 января на площади Ленина. Устроить митинг помогло Движение гражданских инициатив, куда обратились родители.
— Мы послали запрос в городское правительство об истинных целях реорганизации школы, — говорит лидер Движения гражданских инициатив Владимир Соловейчик. — И получили ответ, подтверждающий, что чиновники Калининской администрации сами обращались к «Транснефти» с инвестиционным предложением.
Медвежья услуга
Почему людям не сказать правду? Потому что реакция на нее будет вполне естественной и очень нежелательной для районной и городской властей. Та ситуация, которую создали вокруг предполагаемой инвестиционной сделки чиновники, действительно неприглядна. Хотя конечная цель их усилий, напротив, весьма привлекательна. В самом деле, плохо ли, если группа старых зданий на Арсенальной набережной, не проходивших капитальный ремонт, будет реконструирована инвестором? Причем в городскую казну потекут арендная плата и налоги.
Да и школа могла бы получить свою выгоду, если бы о ее судьбе обязали позаботиться будущих арендаторов. Например, внесли бы в инвестиционные условия требование построить для детей новое здание, прежде чем выгонять их из старого. Возможно, строительством должен был заняться город, возможно, следовало поделить расходы с инвестором... Варианты есть, учитывая, что в городе дефицит территорий для строительства крупных офисных представительств.
Однако выбран принципиально другой путь. Даже не дожидаясь конца учебного года, чиновники судорожно расчищают место для потенциального инвестора, попутно придумывая объяснения своим поступкам. Причем действуют все сообща — то ли по чьей-то властной указке, то ли сорвав шапки перед авторитетом богатой государственной компании «Транснефть».
По сообщению бизнес-изданий, именно сейчас госкомпания ищет место для своего филиала, управляющего Балтийской трубопроводной системой. Официальная регистрация «Транснефти» в Петербурге могла бы приносить городу около 40 млн долларов в год. Лакомый кусок для нашего бюджета, и, конечно же, за него стоит бороться.
Но все ли методы хороши в этой борьбе? Вот главный и, по сути, риторический вопрос, на который в цивилизованном обществе отвечать не требуется. Но в нашей действительности ответ не очевиден, его приходится искать, доказывать, отстаивать.
Курьезно, но, похоже, главный и «нечаянный» виновник конфликта — ОАО «Транснефть» даже не предполагало подобного развития событий и не горит желанием быть в них замешанным. Как пишут издающиеся в Москве «Ведомости», в «Транснефти» уверяют, что не воспользуются спорным участком, а предпочтут другой адрес из нескольких предложенных городом.
Ну а дети... Они в этой истории оказались самыми крайними. Лично я от 142-й до 531-й школы добиралась сорок минут. От Финляндского вокзала ехала на 107-м автобусе, потом шла пешком, потому что к школе транспорт не подходит. Назад решила возвратиться трамваем и обнаружила, что перейти дорогу к остановке очень сложно. Перебегая проезжую часть перед фурами, я с ужасом представляла, как это делают дети.
Выпуск № 010 от 21.01.2005,
газета "СПб Ведомости"
газета "СПб Ведомости"